Диагностическая контрольная работа по русскому
языку в 9 классе
Вариант 1
(1)Я вспоминал сотни ответов
мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? (2)— Сильным, храбрым,
мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... (3)И никто не сказал: добрым.
(4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и
храбрость? (5)Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? (6)Ведь без
доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, —
невозможна душевная красота. (7)Я задумывался также над тем, почему у мальчишек
меньше доброты, чем у девочек? (8)Может быть, это лишь кажется? (9)Нет, это
действительно так. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное,
потому, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.
(11)Чувство заботы о жизни утверждается в её сердце задолго до того, как она
стано вится творцом новой жизни.
(12)Корень, источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и
красоты. (13)Доброе неразрывно связано с красотой.
(14)Опыт подтверждает, что добрые чувства
должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка,
доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего
мира. (15)Добрые чувства, эмоциональная куль тура — это средоточие
человечности. (16)Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не
воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе
одновременно с по знанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием
и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (17) В детстве человек должен
пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.
(18) Если ребёнку безразлично, что в
сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он
встретился, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у
него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. (19)Я стре мился
так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства,
переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не
только повседневно, но и «случайно». (20)Мы с детьми возвращались из лесу.
(21)Видим, у дороги сидит на траве дедушка. (22)Он чем-то расстроен.
(23)«Что-то случилось у человека, — говорю я детям. (24)— Может быть, он
заболел в дороге? (25)Может быть, что-то потерял?»
(26)Подходим к старику, спрашиваем:
(27)«Чем вам помочь, дедушка?» (28)Старик тяжело вздыхает. (29)«Спасибо, дети,
— говорит он, — как бы вы ни хотели мне помочь — не сможете. (ЗО)Горе у меня
большое. (31)Старуха умирает в больнице. (32)Вот еду к ней, ожидаю автобуса.
(ЗЗ)Помочь вы не поможете, а всё же легче: есть на свете хорошие люди».
(34)Дети притихли, умолкло беззаботное щебетанье. (35)Домой они расходились под
впечатлением печальных слов старика. (Зб) Собирались ещё поиграть немного, но
как-то само собой получилось, что забыли об игре, разошлись по домам.
(37)Учить чувствовать — это самое трудное,
что есть в воспитании. (38)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости
— это дружба, товарищество, братство. (39)Ребёнок чувствует тончайшие
переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья,
радости, душевного спокойствия людей. (40)Подлинная любовь рождается только в
сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.
(По В. Сухомлинскому*)
* Сухомлинский
Василий Александрович (1918—1970) — педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР
(1957), кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР,
Герой Социалистического Труда. С1948года — директор Павлышской средней школы.
Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению
молодежи.
Задания А1 – А6 выполните на основе анализа
содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите
один верный.
А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?
- Почему
мальчишки стесняются своей доброты?
- Почему
девочки более добрые, отзывчивые и ласковые?
- Когда
человек должен пройти эмоциональную школу?
- Что самое
трудное в воспитании?
А2 В каком
предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «В чём заключается источник доброты?»
- (6)Ведь без
доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, —
невозможна душевная красота.
- (10)Девочка
более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней
живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.
- (12)Корень,
источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и
красоты.
- (15)Добрые
чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.
А3 О чём свидетельствует информация,
заключённая в предложениях 26—36?
- Дети
расстроились, что не смогли помочь старику.
- Дети забыли
о том, что хотели поиграть.
- Горе старика
вызвало в детях чувство сопереживания.
- Дети устали
после прогулки в лесу и разошлись по домам.
А4 В каком предложении нет синонимов?
- (2)—
Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным...
- (4)Почему
доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и
храбрость?
- (10)Девочка
более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней
живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.
- (40)Подлинная
любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого
человека.
А5 В каком словосочетании оба слова
употреблены в прямом значении?
- сотни
ответов (предложение 1)
- теплоты
сердца (предложение 6)
- утверждается
в сердце (предложение 11)
- отточить
чуткость (предложение 19)
А6 В каком варианте ответа нет метафоры?
- (7)Я
задумывался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у
девочек?
- (14)Опыт
подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство,
а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде,
заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
- (17)В
детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания
добрых чувств.
- (38)Школа
сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба,
товарищество, братство.
Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного
текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.
В1 Замените
слово щебетанье в
предложении 34 синонимом. Напишите
этот синоним.
В2 Из
предложений 26—33 выпишите слово с чередующейся
гласной в корне.
В3 Из
предложений 19-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением.
В4 Из
предложений 14—17 выпишите слово, в котором право писание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это краткое страдательное
причастие прошедшего времени.
В5 В приведённом ниже
предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводных словах
Видим,(1) у дороги сидит на траве дедушка.
Он чем-то расстроен. «Что-то случилось у человека,(2) — говорю я детям. — Может
быть,(3) он заболел в дороге? Может быть,(4) что-то потерял?»
В6 Замените
словосочетание ответов мальчишек (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В7 Из предложения 10 выпишите грамматическую(-ие)
основу(-ы).
В8 Среди предложений
26-33 найдите предложения с обращением. Напишите номера этих предложений.
В9 Среди
предложений 35—40 найдите предложение с обособленным
определением. Напишите номер этого предложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий